История создания маленького черного платья: кто его придумал

Маленькое черное платье стало иконой моды благодаря Коко Шанель, которая представила его в 1926 году. Это платье символизировало элегантность и простоту, что сделало его универсальным выбором для женщин разного возраста и стиля.

Шанель предложила альтернативу сложной вечерней одежде, создав практичный и стильный элемент гардероба, который можно носить в любое время. Это нововведение революционизировало fashion-индустрию и до сих пор остается актуальным.

Коротко о главном
  • Маленькое черное платье стало популярным благодаря Коко Шанель в 1920-х годах.
  • Шанель предложила его как универсальный предмет гардероба для женщин.
  • Платье символизировало элегантность и свободу женского стиля.
  • Иконой маленького черного платья стало кино, например, фильм «Завтрак у Тиффани».
  • С тех пор оно стало обязательным элементом женского гардероба.

Маленькое черное платье: удивительная история культовой вещи

От изысканного черного платья, которое носила Анна Каренина, до оригинальной концепции Коко Шанель: мы расскажем о настоящей истории наряда, без которого сложно представить женский стиль.

7 792

Маленькое черное платье — это как черный квадрат Малевича. На первый взгляд кажется, что картина проста, и ее может создать каждый. Но как только начинаешь вникать в детали, обнаруживаешь, что все значительно сложнее. То же касается и маленького черного платья.

Хотя обычно его историю начинают с великой Коко Шанель и 1920-х годов, мы с вами заглянем во времена более ранние.

Во-первых, у платья, предложенного Шанель, были предшественники. Во-вторых, чтобы понять уникальность и значимость концепции универсального платья, стоит обратить внимание на принципы, которыми руководствовались женщины в выборе нарядов до появления данной идеи.

В девятнадцатом веке идеальный гардероб включал множество самых разнообразных нарядов для всех случаев жизни: утренние, вечерние, для прогулок, визитов, балов, театров и домашних ужинов. Этикет четко обозначал, что и когда следует надевать. Однако иметь разнообразные платья могли позволить себе не все. В этой ситуации черные платья стали настоящей находкой.

Вы вспомните Джейн Эйр из произведения Шарлотты Бронте? Она, работая гувернанткой в состоятельном доме, привезла с собой всего три платья: одно серое для особых случаев и два черных – одно шерстяное, другое шелковое – для повседневной носки. Как говорится, и в пир, и в мир.

Черный цвет значительно помогал тем, кто зарабатывал сами себе на жизнь — гувернанткам, модисткам, экономкам, продавщицам и многим другим. Такое одеяние можно заметить на картинах французских импрессионистов — на изображениях скромных девушек, которые стремились выглядеть привлекательно, но не имели достаточных средств. Черный цвет также стали носить студентки — они ценили его простоту и сдержанность.

Кроме того, черный цвет мог подавать сигнал «я уже не молода», и в него нередко облачались пожилые дамы. Черными часто были амазонки, костюмы для верховой езды.

Со временем черный цвет начал завоевывать популярность в дамской моде (в мужской он утвердился как один из главных цветов еще с начала девятнадцатого века). Он перестал восприниматься исключительно как цвет траура, а стал символом элегантности, подчеркивающим красоту женщин.

Мнение эксперта
Марина Каманина
Эксперт по уходу за кожей, врач-дерматолог

Маленькое черное платье, или МЧП, стало неотъемлемой частью женского гардероба, и его создание принято связывать с именем Коко Шанель. В 1926 году она представила это платье в журнале Vogue, что стало настоящей революцией в мире моды. На тот момент платья черного цвета ассоциировались преимущественно с трауром, и Шанель удалось сломать этот стереотип, превратив его в символ элегантности и универсальности.

Коко Шанель осознавала, что женщины нуждаются в практичных и стильных вариантах одежды, которые могли бы подойти для различных случаев. Она создала модель, которая сочетала в себе простоту и шик, что сделало ее идеальной для как повседневных, так и вечерних мероприятий. Важным аспектом является тот факт, что Шанель использовала недорогие ткани и простые линии, что делало ее дизайны доступными для широкой аудитории.

С тех пор маленькое черное платье стало классикой, которая пережила десятилетия и изменялась под влиянием различных эпох и стилистик. Весьма символично, что платье адаптировалось к современным трендам, оставаясь верным своим корням. Сегодня МЧП называют «платьем для любой ситуации», и его популярность говорит о безусловном влиянии Коко Шанель на моду и культуру в целом.

Тем не менее, концепция универсальности не была забыта! Постепенно начали возникать идеи о том, что у каждой женщины должно быть одно черное платье, которое можно легко декорировать и использовать в различных обстоятельствах. В одном из российских модных изданий уже в 1883 году говорилось: «В настоящее время черное бархатное платье является столь же необходимым элементом гардероба любой дамы, как и черное кашемировое; оно — резервный вариант, который нужно иметь на случай неожиданного приглашения. С черным бархатным платьем вы можете быть уверены, что никакое внезапное приглашение не поставит вас в затруднительное положение с нарядом».

Хотя черный цвет продолжал ассоциироваться и с трауром. Но как различить траурное платье и обычное? На самом деле, даже современники не всегда могли с этим справиться. Однако в большинстве случаев это можно было сделать. Траурные наряды, особенно в период глубокого траура, изготавливались из тканей без блеска: крепа, различных видов шерсти и матового шелка.

Траурные платья, как правило, были скромными и закрытыми, с минимальным количеством отделки. Однако платье, подобное тому, которое носила Анна Каренина на балу, где она окончательно заинтересовала Вронского, никто бы не принял за траурное. Оно имело глубокий вырез и кружевные элементы. Это было роскошное, но элегантное бальное платье, которое, стоит отметить, прекрасно акцентировало внимание на Анне среди многоцветной толпы дам.

К концу девятнадцатого — началу двадцатого века черные платья стали носить даже молодые девушки на вечеринки, хотя раньше это делалось крайне редко. Поэтому еще до появления Шанель черный цвет уже не ограничивался лишь трауром, а концепция универсального черного платья была известна.

А в 1910-х годах она продолжала развиваться. Первая мировая война поспособствовала тому, что женский костюм упростился. Пришлось отказаться от лишнего, сложного, сковывающего движения. И на фронте, и в тылу трудились не только женщины, нуждавшиеся в заработке, как это было раньше, но и те, кто стоял на более высоких ступенях социальной лестницы.

После войны возврат к прежним традициям стал невозможен. Появились новые идеи о красоте и новых моделях поведения. Даже женская мода продолжала изменяться.

Черные платья нашли свое место в новой реальности. В 1919 году Эмили Пост, известный специалист в области этикета, писала: «Долго носить черное — утомительно, однако ни один другой цвет не так удобен, универсален и не подходит для любых случаев».

В 1922 году знаменитый модный дом Премэ выпустил простое черное платье из атласа с белыми манжетами и воротником. Оно соответствовало лаконичному стилю «ревущих двадцатых». Эта модель носила имя «Ля Гарсон», в честь одного из популярных романов того времени. Новый идеал эпохи, модные худенькие девушки, более напоминавшие мальчиков, именовались именно так. В одном из модных журналов говорилось, что «Ля Гарсон» достиг успеха, который ранее не знал ни один другой наряд!

А в 1925 году, то есть за год до Шанель, дом моды Жанны Ланвен предложил скромное платье из черного атласа без всякой отделки. Более того, и словосочетание «маленькое черное платье» иногда встречалось в литературе и в прессе.

Таким образом, Шанель не изобрела ни сам наряд, ни саму идею, ни самовыражение. Однако именно она сделала это безумно популярным. Коко сама рассказывала разные версии о том, как возникла идея, но все они сводились к тому, что она взглянула на разноцветное общество и поняла: слишком много цветов. Она осознала, что «только черное платье выглядит по-настоящему изысканно».

1 октября 1926 года в журнале «Вог» появился эскиз очень простого платья. В качестве аксессуара предложили нитку жемчуга. Первоначально модель была выполнена из шерстяного джерси. Однако, когда Шанель осознала ее потенциальную популярность, появились и альтернативные варианты — из крепдешина, с длинными рукавами, из легкой хлопчатобумажной ткани без рукавов, из атласа, с двойной юбкой.

В издании упоминалось о новой модели как «Форде от Шанель» — намек на знаменитую модель автомобиля «Т» от Генри Форда. Он говорил, что «машина может быть любого цвета, если только она черная». Это была черная простая модель, в которой скрыт потенциал долговременного успеха, а не только мгновенной популярности. В журналах писали, что это новое платье стало «униформой для современной женщины», «платьем, которое будут носить все».

Шанель оказалась выдающимся стилистом. Как она отмечала, именно этот наряд стал «отличной основой для любых временных промежутков и событий. Белые воротники и манжеты придавали ему строгость и деловитость, украшения — нарядность, а роскошное колье — вечерний вид. Сам же наряд почти не выделялся, лишь подчеркивал фигуру женщины и красоту ее кожи».

Платье стало фоном, на котором женщины двадцатых создавали разнообразные образы. И хотя платье Шанель было не просто экономичным решением, а выражением стремления к элегантности, оно также помогало сэкономить. Как говорила Великая Мадемуазель, «благодаря мне скромные девушки могут выглядеть как миллионерши».

Так маленькое черное платье стало не просто одним из многих других. Оно обрело свое законное место в истории моды! Недаром Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская, говорила, что если на вас правильное маленькое черное платье, ничто на свете не сможет его заменить. А ведь она могла позволить себе любые наряды! И великий Кристиан Диор утверждал, что дамский гардероб без маленького черного платья обойтись просто не может (читайте также: Вещи-легенды: модное наследие Кристиана Диора).

Спустя несколько лет аукционный дом «Сотбис» провел очередной аукцион под названием «Маленькое черное платье». В нем участвовал Дидье Людо, владелец бутика в Париже, который на протяжении сорока лет предлагает винтажные наряды, исключительно Высокой моды. На аукционе выставлялись платья с 1920-х годов до современности.

Здесь были наряды самых известных дизайнеров двадцатого века — от Шанель до Баленсиаги, от Ива Сен-Лорана до Йоджи Ямамото. Эти платья были весьма разнообразными, но все они были «маленькими черными».

Как появилось маленькое чёрное платье

В октябре 1926 года в журнале Vogue появился эскиз платья Коко Шанель. Эта модель была необычной для своего времени: платье длиной до середины колена имело узкий крой, а главное — несмотря на цвет, предназначалось для повседневной жизни. Ранее черные платья носили в основном в качестве траурной одежды или немаркой формы для служащих.

Однако Шанель наделила чёрное платье новыми смыслами ― и для многих женщин того времени оно стало символом не просто элегантности, а уверенности, независимости и готовности заявить о себе.

Инновационное платье отличалось также практичностью и удобством для активной жизни современных женщин. В нем можно было отправляться на работу, свидания или светские мероприятия. После Первой мировой войны, когда многие женщины начали зарабатывать сами и у них не было времени для частой смены нарядов, это стало хорошим выходом.

Тем не менее, Коко Шанель не была единственной и даже не первой, кому пришла в голову идея подобного платья. Известно, что в начале 1920-х годов подобные модели создавались в модных домах Jean Patou, Drecoll и у других дизайнеров. Они шили платья из бархата, велюра, атласа, обладающие богатым оформлением или выполненные в минималистичном стиле. У них были и почти точные копии маленького черного платья Шанель. Однако именно она смогла сделать этот наряд популярным.

Знаменитые чёрные платья

Когда говорят о «маленьком черном платье», многие представляют себе короткие узкие модели-футляры, но дизайнеры видели его по-разному. Слово «маленькое» здесь скорее относится к лаконичному стилю исполнения, чем к размеру. Предлагаем познакомиться с самыми известными маленькими черными платьями.

Собственно, платье от Коко Шанель

Модель с длинными рукавами и заниженной линией талии шили из крепа (смесь хлопка и шелка). У нее было минимум деталей — отсутствие пуговиц, лент или оборок. Однако образ могли дополнить украшения, классическим вариантом которых служила нить жемчуга.

Платье Риты Хейворт в фильме «Гильда»

В 1946 году художник по костюмам Жан Луи создал великолепное платье с высоким разрезом для настоящей femme fatale — сегодня в таких нарядах звезды позируют на красных дорожках. Блестящее черное атласное платье с открытыми плечами обтягивало фигуру актрисы, а талию подчеркивал широкий пояс с бантом. И снова без лишних деталей — только длинные перчатки, ожерелье и яркая помада.

Платье для Одри Хепбёрн от Givenchy

В 1961 году Юбер де Живанши сшил платье специально для роли Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани» ― как раз платье-футляр. Эта модель более открытая: без рукавов, на спине — широкие проймы. Верхняя часть плотно прилегала к телу, переходя в расширяющуюся на бёдрах длинную юбку.

Платье от Живанши тоже отличалось минимализмом, оно появлялось в фильме несколько раз, его образ менялся с помощью разных аксессуаров. Также эффектным украшением для Одри Хепберн служили длинные черные перчатки.

В 1994 году британская принцесса продемонстрировала свой стиль на светском мероприятии, выбрав для этого наряд, который остался в стороне от строгих норм моды. Она предпочла короткое черное платье с открытыми плечами, асимметричным подолом и легким шифоновым шлейфом. Дизайнером этого платья выступила Кристина Стамболян.

Такой смелый наряд стал без слов явным посланием принцессы Дианы своему супругу и всей королевской семье, поскольку в этот день принц Чарльз сделал публичное заявление о своей неверности по телевидению.

Классическое черное платье

Это женственный силуэт со строгими анатомическими линиями кроя. Такой фасон остается нарядным и универсальным на все случаи жизни. Одновременно скромное и элегантное, отлично смотрится на любой фигуре, входит в базовый женский гардероб.

Классическое черное платье-футляр остаётся идеальным выбором для офиса, прогулок и повседневной жизни, завоевав популярность по всему миру. Оригинальности одним платьям придаёт декор — вышивки, драпировка и различные вырезы. Например, элегантно будет смотреться облегающее платье с длинными рукавами из сетчатого материала и круглым вырезом горловины, или же вариант с короткой скрытой молнией на спине, женственным круглым вырезом и строгими вытачками, которые подчеркивают силуэт. Ткань обладает хорошей эластичностью и в то же время способна сохранять форму, имея среднюю плотность.

Для маленького черного платья идеально подойдёт комплект из белого золота с элементами из бриллиантов или фианитов. На шею можно повесить тонкую цепочку из этого же металла с небольшой подвеской, гармонирующей с серьгами.

А что сегодня?

В течение последнего столетия дизайнеры неоднократно представляли новые версии маленьких черных платьев. Модели варьируются от скромных до вызывающих и элегантных — выбор огромен. Somit, в гардеробе каждой женщины наверняка найдется платье, уверенно подчеркивающее её индивидуальность. Каждая дама сможет подобрать подходящий образ, поскольку маленькое черное платье универсально и актуально для любого типа фигуры и стиля.

  • Маленькие черные платья имели свои вариации ещё до появления Коко Шанель, но именно она сделала их культовыми
  • Секрет популярности платья заключается в его многофункциональности и практичности
  • Черное платье стало основой для создания ярких образов, как, например, у Риты Хейворт, Одри Хепберн и принцессы Дианы

Старое новое черное платье

Тем не менее, современные дизайнеры по-своему интерпретировали создание этого знакового наряда. Ярким примером служат платья, разработанные Юбером де Живанши для эксцентричной героини Одри Хепберн по имени Холли Голайтли из фильма «Завтрак у Тиффани». С выходом картины маленькое черное платье получило новую волну востребованности. Живанши рекомендовал женщинам сочетать его с бежевыми чулками, крупными шляпами и длинными перчатками, которые стали настоящим модным трендом.

Назад 1 / 4 Вперед

Сегодня существуют тысячи вариаций Little Black Dress. Например, в сериале «Секс в большом городе» героини неоднократно появлялись в различных моделях знаменитого платья. С течением времени пропали всяческие запреты и правила, связанные с ним. Сегодня в магазинах вы найдете платья любой длины, модели и кроя.

Чем дополнить маленькое черное платье

Строгая элегантность продолжает оставаться в тренде. Добавив к простому платью несколько модных аксессуаров, можно воплотить идеи великой Коко Шанель, проявляя креативность и создавая образ, соответствующий вашей индивидуальности. Накрыв платье ярким пиджаком или жакетом, вы сможете сформировать строгий деловой стиль, тогда как джинсовая куртка и грубые сапоги подготовят вас к вечерней прогулке. Также можно разнообразить образ свитером крупной вязки желтого оттенка с поясом, завязанным в узел, и ботильонами. Главное — не стесняться экспериментировать с цветами и фактурами.


Сколько бы времени ни прошло и какие бы стили не возникали, есть вещи, которые не потеряют своей актуальности и не сойдут на нет. Коко Шанель умела постигать секреты простоты и утончённости не только в одежде, но и в самой жизни, и с радостью делилась ими: «Будьте куколкой в течение дня и бабочкой в вечернее время, ведь нет ничего более комфортного, чем кокон, и ничего более притягательного, чем бабочкины крылья…»

Оцените статью
Добавить комментарий